Если ты с детства мечтал
стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься
в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы
ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь
учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный
физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании
школы.
Если это так,
то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно
не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать
ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный
звонок.
Хорошо, когда проблема
выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и
психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно:
мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе
"как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть
не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального
самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые
пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось,
что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам,
а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо
учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна
или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось
бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире,
ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило,
они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и
вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория
ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах
активности. Им интересно все, они посещают одновременно три
кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более
того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив
- он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок
- во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить,
что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе?
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие
между психологическими особенностями человека и соответствующими
характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА.
Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно
в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами
живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет
поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или
физика-теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека
присутствовали так называемые "профессионально важные
качества" - например, корректору важно внимание, художнику
- образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию,
важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие
профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай
ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы,
в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной
деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим
типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии,
связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально
неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности,
требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо
прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе
вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?",
"Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично
ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда)
поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого
человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь
- скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки.
Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой
человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя
видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма,
ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Твой характер пока только формируется, поэтому
не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии
артиста только потому, что ты якобы "застенчив".
Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические
свойства человека (будь то способности, интересы или черты
характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества.
Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей
к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить
музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности
формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться.
На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны,
интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят
думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле
им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится
ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не
изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо
расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай
взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности
- как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей
работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно
решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты
знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это
ее название…
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах
и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии
- а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации
соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не
всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать
компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника").
Принятие решения должно основываться на многих факторах уже
не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение
друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши
на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов.
Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками.
И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая
профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить
удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную
реализацию твоих возможностей (пользу обществу). |